Одной строкой

Как в Кузьминках на медведя охотились

В Москве впервые за многие годы выставлена картина Василия Перова «Кузьминки близ Москвы

"Охотники на привале"

«Охотники на привале»

Охота на медведя зимой». Ху-дожник написал её в 1879 году, незадолго до кончи-ны. Он страстно любил охоту, особенно зимой, но для его здоровья это было опасно: Перов страдал лёгочной болезнью. Врачи советовали ему си-деть дома, в тепле, но Перов не слушался.

Браконьерам объявили бой

 В былые времена Кузьминки славились изобилием дичи и рыбы. Но к середине XIX века леса оскудели: охота велась бессистемно, малоземельные крестьяне активно промышляли браконьерством. Ситуация улучшилась с 1860-х годов, когда в Москве создали первое в России охотничье общество. Оно занялось просветительством, установило строгие правила. Были наняты егеря и специальные сторожа для борьбы с браконьерами. Вольных охотников обязательно сопровождал опытный егерь. В итоге численность дичи стала расти, в том числе и в Кузьминках. Ночевали охотники в усадьбе Голицыных, где летом сдавались комнаты дачникам. Здесь отдыхали коммерсанты и деятели культуры, часто приезжал и Василий Перов.

Чему улыбались зрители

Либеральные критики ценили Перова за «гражданскую скорбь» и упрекали за «анекдотические сюжеты» типа «Птицелова» и «Охотников на привале». Но зрителям нравился мягкий юмор таких картин. «Охоту в Кузьминках» Перов написал для журнала «Природа и охота». Издавал его приятель художника, известный натуралист, зоолог Леонид Сабанеев. Там печатались не только лит графии с полотен Перова, но и его рассказы об охоте. Что видел на картине опытный читатель журнала? Вооружённый герой на первый взгляд сильно рискует: он стоит очень близко к берлоге, хотя по правилам полагалось отойти метров на десять. Медведь, разбуженный тычками заострённой жерди, кажется, сейчас резко выскочит и может сбить с ног охотника, гладкоствольное ружьё которого не гарантирует удачного попадания. Но трагической развязки ничто не предвещает. Скорее всего, берлога пуста. Такое случалось часто: крестьяне-окладчики брали с охотников плату, находили заброшенную берлогу, а потом говорили, что медведь ушёл. В этом и состоит скрытый юмор Перова: изображённый им гордый, бесстрашный охотник на самом деле чересчур доверчив и останется ни с чем.

Последняя встреча Перова и Нестерова

В апреле 1882 года у Перова обострилась лёгочная болезнь. Друзья — Лев Толстой, Павел Третьяков — пытались помочь. Месяц он провёл на даче Третьякова (сейчас это Пушкинский район), а затем жена перевезла больного в Кузьминки, где в имении Голицыных находилась одна из первых в Москве частных бесплатных больниц. В ней работал ординатором А.Г.Криденер — брат художника. Навестить Перова приезжали его ученики, будущие знаменитые живописцы, среди них Михаил Нестеров. «Мы вошли в небольшую низкую комнату на антресолях, — вспоминал он. — Перов едва заметно улыбнулся нам, пытался ободрить, спросил о работе, пожелал нам успехов, счастья…» 29 мая Перова не стало. К тому времени его картина об охоте в Кузьминках уже находилась в частной коллекции. Она и сейчас почти не выставляется. Но до 14 февраля 2016 года её можно увидеть на выставке в новой галерее «Центр искусств. Москва», находящейся на территории комплекса храма Христа Спасителя.

Михаил УСТЮГОВ

Полезные ссылки

Издания районов ЮВАО